Мечты, воплощенные в искусстве
Искусство | Художники

Илье Бен Аврааму Абдурахманову было всего 18 лет, когда началась Великая Отечественная война. Мечту о поступлении в один из престижных художественных вузов Москвы пришлось отложить до лучших времен — сначала надо было защитить любимую столицу от гитлеровцев. И он, Илья Бен Авраам, защищал ее с оружием в руках.

Потом были и другие бои Великой Отечественной. Он бил фашистов, а ночами мечтал о том дне, когда займется любимым делом: с головой уйдет в свое творчество — в холсты и краски, в особый мир красоты и фантазии. Но в далеком 1944–м он получает тяжелое ранение в руку. И должен был прийти конец его мечте: какой художник — с искалеченной рукой?

Будь на его месте кто-нибудь другой, сказал бы, наверное, творчеству «до свидания». А вот Илья оказался крепким орешком: не изменил ни своей мечте, ни своему призванию. В победном 45–м он поступает в Московское высшее художественно– промышленное училище, известное как бывшее Строгановское. И с этого времени Илья Бен Авраам уже не порывает с творчеством, став одним из ведущих художников Республики Таджикистан.

Многогранна его творческая палитра. Он масштабен и стал мастером в самых разных жанрах. Это и живопись, и графика, и декоративные работы монументального характера. Одаренный от природы художник никогда не шел по проторенному пути. У него — свое видение, своя интерпретация древнего народного искусства, свои композиционные находки. Его биографии могут позавидовать многие талантливые мастера кисти.

Он выполнил десятки, сотни работ, но нигде и ни разу не повторился. Среди его замечательных творений особо выделяются несколько весьма значимых и масштабных по своей сложности и технике исполнения работ, где удалось по особому выразить национальный колорит рисунка и орнамента, сочетая это со свободной творческой импровизацией на тему народного искусства. В числе таких работ — художественное оформление кинотеатра «Таджикистан» в Москве. Быть может, именно в этой работе Илье Бен Аврааму удалось особенно удачно использовать богатые традиции народного творчества во всем их многообразии и неповторимости. Именно здесь, на «визитной карточке» Таджикистана в Москве, художник удачно осуществил свой творческий эксперимент: использовал синтез орнаментальной росписи в сочетании с оригинальными керамическими работами рельефно–декоративного характера. Вся композиция в целом выполнена по мотивам произведений всемирно известных классиков и А.Джами. Творческий эксперимент удался на славу. Вместе с тем в работе нет ничего кричащего, не вписывающегося в традиционные каноны.

Илья Бен Авраам проявил себя не только как мастер, блестяще владеющий своим мастерством, но и как прекрасный знаток древнеперсидской литературы, из которой он щедро черпает материал для своего творчества. Но, справедливости ради, здесь надо отдать должное и художнику– керамисту Б.Мавлянову, творческие находки которого послужили красоте, изяществу и целостности этого оформления.

Фойе московского кинотеатра украшают 32 внушительных по своим размерам керамических блюда, фантастически тонко и мягко расписанных в знаменитом ходжентском стиле, где преобладает зелено–синяя гамма цветов. Это еще раз свидетельствует о том, что Илья Бен Авраам — не только художник от Б–га, но и великолепный знаток старинного народного ремесла.

Бесспорно, в его творчестве с особой наглядностью присутствует великолепный синтез уникального наследия древнего ремесла с достижениями и возможностями современного искусства, в частности, в одном из его видов, именуемом монументально–прикладным. Быть оформителем высокого класса дано не каждому художнику. Вот почему оформительская серия Ильи Бен Авраама, представленная на суд строгого жюри в лице поклонников и знатоков этого рода искусства, получила высокую оценку и была признана лучшей монументальной работой года. А Союз художников Москвы удостоил его Диплома I степени.

Да, «Таджикистан» стал особой вехой в его творческой биографии. Но и до, и после признания этой работы у Ильи Бен Авраама были и другие, которые имели не меньший творческий успех. В первую очередь это касается художественного оформления зрительного зала Театра оперы и балета имени С.Айни. С присущей ему высокой техникой исполнительского мастерства, с необычайно тонким восточным колоритом, где в каждой росписи царит гармония света и красок, художник выполнил и эту на редкость сложную работу, вписав в летопись национального искусства Таджикистана еще одну захватывающую страницу.

Дарование художника как незаурядного мастера монументально–декоративной живописи проявилось и в великолепной росписи зрительного зала Дома культуры известного колхоза «Правда» Пянджского района: орнаментальное панно выполнено в жанре «кундаль». В этом же списке — 12 красочных фрагментов росписи чайханы «Фарогат» в Душанбе и многое–многое другое.

Говорить и писать о творчестве художника Ильи Бен Авраама, можно долго. Раскрывая многогранность его таланта, нельзя не упомянуть о нем как о выдающемся мастере–акварелисте. Без малого 50 лет отдано им акварельной живописи. Илья Бен Авраам достиг и в этой области искусства пика совершенства. Темы акварельных работ Ильи Бен Авраама многообразны. Это многочисленная серия превосходных натюрмортов, радующих глаз, это и пейзажные акварельные листы, это, наконец, портретные серии, к числу которых относится и триптих «Мирзо Турсун–Заде».

Акварель — это особая стихия художника Ильи Бен Авраама. Для каждой темы у автора подобран свой особый колорит, своя манера подачи рисунка. Но с особой пластической выразительностью и композиционной цельностью это проявляется в его натюрмортах, свидетельствующих о высоком художественном вкусе автора и его незаурядном профессиональном мастерстве. Не случайно серия его работ «Фрукты на ковре», «Блюда с арбузами» и других не раз экспонировались на всесоюзных и зарубежных выставках, а «Натюрморт с дыней» вошел даже в экспозицию всемирной выставки «ЭКСПО–67».

Союз художников СССР не раз организовывал творческие поездки по стране художников–акварелистов. Почти в каждой из этих поездок значился и художник из Таджикистана Илья Бен Авраам. Его путешествия по Средней Азии нашли отражение в работах «Покоренный Вахш», «Песня о Нуреке», «Ворота в Хиву», «Чор Минор», «Медресе Биби–Ханум».

Творчество художника Ильи Бен Авраама — это целая эпоха, безусловно, обогатившая самобытное искусство древнего края. Он сумел в совершенстве овладеть тайной ремесла народных мастеров, когда–то живших на этой земле. Но овладев этой тайной, он обогатил народное искусство, внеся в него элементы современности и сохранив при этом глубоко национальный образ того материального мира, который характерен для народов Востока. Илья Бен Авраам достиг совершенства, особой декоративности в области художественно– рельефного панно в стиле «кундаль», в различных орнаментальных фресках и росписях.

Лучшие его работы в разные годы были в центре внимания посетителей всесоюзных выставок, а также международных — в Брюсселе, Праге, Кабуле. Он был участником международной художественной выставки стран Содружества, проходившей в Москве, выставки, посвященной Конференции стран Азии и Африки, шести акварельных художественных выставок, проходивших в Москве и Ленинграде, Минске и Киеве, на Кубе и на Кипре.

…Его творческая биография продолжилась в Израиле, на родине предков, куда он приехал 11 лет назад. Илья Бен Авраам принимал участие в художественных выставках, проходивших в Тель–Авиве и Хайфе, Иерусалиме и Ришон ле–Ционе. Одна из его персональных выставок прошла в музее «Бейт–Рибек» в Бат–Яме.

Его лучшие работы экспонируются в различных музеях, в том числе в Третьяковке и Музее народов Востока. Не так давно они выставлялись в парламенте Израиля…

 
Благородная миссия:

Почти все мы покинули места нашего прежнего проживания с болью в сердце, ибо каждый из нас оставил там могилы отцов и матерей, братьев и сестер.Наш народ на протяжении всей своей...

Celebration of success. Leadership awards of 2009:

On June 24, 2009, The Jewish Child Care Association, aka JCCA and Association of Bukharian Jewish Youth of the USA “Achdut Unity,” hosted a formal dinner award ceremony...

Встреча поколений:

Интересное, удивительное событие произошло 17 июня 2009 года в НьюЙорке. Во всяком случае, для наших авлодов: Некталовых, Исхакбаевых, Хаимовых, Галибовых, Фузайловых...

...

© 2009 BukharianJewishCongress.org