Хай, Нозанин!
Деятели искусства | Певцы

В дни пребывания ансамбля "Хай нозанин" в Калифорнии, в Беркли, среди многочисленных зрителей было несколько наших земляков–журналистов, и среди них — корреспондент "Ферганы.Ру" Алексей Волосевич, побеседовавший с авторитетными музыковедами — профессором Изалием Земцовским и журналистом Рафаэлем Некталовым. Приводим его материал.

Побывать на выступлении бухарско–еврейского ансамбля «Хай Нозанин» мне посчастливилось в в Беркли - университетском городке неподалеку от Сан–Франциско, куда артисты приехали на гастроли из НьюЙорка.

Небольшое здание Еврей ского культурного центра, предназначенное для проведения концерта, только чудом смогло вместить всех желающих увидеть и услышать знаменитых исполнителей. Пред варяя концерт, известный музыкальный этнограф Изалий Земцовский прочел небольшую лекцию о том, кто они, собственно, такие, бухарские евреи этнос, в течение двух тысячелетий живший в Средней Азии, на территории, где позднее образовался Бухарский эмират. От названия этого гоусдарства, собственно, и произошло название этого народа. Повествуя о своеобразной музыкальной культуре, Земцовский образно сравнил бухарских евреев с соплеменниками, словно только что вышедшими из вавилонского плена!

Но вот на сцене появились музыканты, и зал наполнился звуками знакомых среднеазиатских мелодий. Вначале солисты ансамбля исполняли традиционную музыку Средней Азии - макомы, фольклор, затем - обрядовую еврейскую.С первых же минут их виртуозное владение инструментами, сильные, необычайно выразительные голоса заставили замереть зал в напряженном внимании. Артисты были в бухарских золотошвейных халатах, подчеркивающих, однако, их еврейскую идентичность - с вышитыми семисвечниками–менорами и шестиконечными звездами. Это были Эзро Малаков, Давид Да выдов, Очил–Израэль Ибра гимов, Ошер Бараев и Тамара Катаева. Признаюсь, что с подобным уровнем исполнения среднеазиатской музыки я встретился впервые. Мы сразу оказались под воздействием мощной энергетики, исходившей от исполнителей, и завершение их выступления, будто очнувшись, встретили стоя бурными овациями. Так прошел очередной концерт этого интереснейшего музыкального коллектива.

«Хай Нозанин - это означает »красота«, — объяснил мне Эзро Малаков.

В нынешнем составе ансамбль существует относительно недолго - с 2008 года.Его солисты — Давид Давыдов, Очил–Израэль Ибрагимов, Ошер Бараев, Тамара Катаева — исполняют таджикские и узбекские народные песни, а также традиционные религиозные и обрядовые песни бухарских евреев. С этим репертуаром »Хай Нозанин« выступает в различных городах США.

— В Нью–Йорке у нас есть несколько интересных музыкальных групп — »Шашмаком«, »Макоми Наво«, »Маком«, рассказал мне в антракте Рафаэль Некталов, продюсер ансамбля, музыковед, писатель, а также главный редактор газеты бухарско–еврейской общины Нью–Йорка »The Bukharian Times«. - »Шаш маком« был создан в 1983 году в Нью–Йорке Шумелем Кое новым, а »Маком« — в 1993 года Ильясом Маллаевым - выдающимся певцом, композитором, драматургом, поэтом, возродившем бухарско–еврейскую культуру в Америке. После его смерти некоторые группы распались и образовались новые.

»Хай Нозанин« — это группа принципиально новая — в том плане, что мы хотели показать именно наше еврейское лицо, то, как сохранили свои обычаи и традиции, находясь в мусульманском окружении, свое музыкальное искусство. То, что вы слышали в первом отделении - это был звуковой ландшафт Бухары — то, что было частью нашего повседневного окружения. Это было не только наше окружение, но и узбекское, таджикское. Мы пели с ними, они — с нами, и мы были лучшими интерпретаторами этой музыки. Во втором отделении исполняются уже только бухарско–еврейские вещи, которые звучали только у бухарских евреев. Это все пелось в синагогах, во время праздников и событий, которые немыслимы без обрядовой музыки бухарских евреев. Это уникальный пласт культуры, который очень долго вообще не исследовался. Я стал одним из его первых исследователей.В 1987 году приехал в Ленинград к профессору Изалию Земцовскому и сказал, что хочу заниматься религиозной музыкой бухарских евреев: надоело слышать, что у нас нет ничего своего. Я нашел, что есть, и мы с ним написали первые тезисы к аналитической работе. С этого и началось мое увлечение, а кончилось тем, что вместе с Эзро Малаковым мы собрали семь часов музыки бухарских евреев и издали в нотной записи семь больших пластинок. А ансамбль »Хай Нозанин« как будто предназначен для того, чтобы показать, что бухарско–еврейское искусство в самом деле совершенно самостоятельно.

Долгие годы нам запрещали об этом говорить, потому что эта музыка была синагогальная, основанная на религиозных текстах. А отношение к еврейским делам, сами понимаете: это сразу называлось либо сионизмом, либо национализмом. Тем более, что после 1939 года все бухарскоеврейские школы, журналы, газеты, институты социокультурной жизни были закрыты Сталиным. Был у нас еврейский театр, в котором играли родители наших артистов, но потом советские культуртрегеры стали доказывать нам, что всё в стране общее — таджикское, узбекское... А если все было общее, что же тогда закрывали? Понимаете, вот все эти певцы и музыканты занимаются любимым делом из поколения в поколение: в далекую старину их родители играли эмиру бухарскому, дети их и внуки выступали в еврейском театре, и вот — правнуки, которые несут это искусство в Америке и Израиле.

Сегодня они снова собрались вместе, чтобы донести до широкой американской публики голос бухарских евреев.

Мы жили в замечательных республиках - Узбекистане и Таджикистане - и, надо отдать должное, в отличие от многих европейских стран, где обитали евреи, жили просто в благодатном крае. Это были места, не знавшие классического антисемитизма России или Германии. Например, в Узбекистане все знали, кто есть кто. Мы знали, что мы евреи и не скрывали этого. Мы все учились, получили образование, но антисемитизм России, который трансгрессировался на евреев этой страны, переходил и на нас, как на жителей СССР. Возникала странная ситуация с еврейскими социальными институтами - у нас не было ни газет, ни журналов, ни школ, а наши певцы, поэты, писатели автоматически становились либо таджикскими, либо узбекскими! Нам запрещали собственную идентификацию. Это грозило самыми серьезными последствиями — мы могли потерять многое. И только с выездом за границу — в Израиль и в Америку, мы стали свободно делать то, что хотим.Например, Ильяс Маллаев выпустил четыре книги, написал пьесу »Певец Его Превосходительства«, посвященную еврейским музыкантам. Вот и мы сегодня представляем в Сан–Франциско свою программу. Здесь уже бывали наши музыканты, но эта программа уникальная, она передает традицию, то, как она ткалась, как складывалась, какую роль в ней играли женщины и какую — мужчины, мы с гордостью демонстрируем свою связь с религией, показывая музыку, которая раньше исполнялась лишь в синагоге или исключительно на еврейских праздниках и в дни знаменательных событий.

В этом составе наш ансамбль существует около года. (До этого артисты играли в других составах.) Вот, например, Ошер Бараев - дойрист и тамбурист, сын Уриэля Бараева, внук Мордехая Тамбури, музыканта, игравшего на танбуре (отсюда и лакаб) еще во времена эмира бухарского. То есть, это потомственный музыкант. Эзро Малаков, Очил–Израэль Ибрагимов дети хазанов, внуки и правнуки известных раввинов Шахрисябза и Бухары- Они все хазаны — их предки и родители исполняли хазанут, религиозную музыку в синагоге. Хазана российские евреи называют кантором. У нас он хазан, а на иврите — шолиях субур.

Замечу, что Эзро Малаков это просто самородок, гениальный музыкант, он запомнил наизусть более 350 мелодий! Многие годы работал в ансамбле »Шашмаком« при Гос телерадио Узбекистана, и внсьма основательно разбирается в узбекской и таджикской классической професиональной музыке, устной традиции, что позволяет ему верно дифференцировать особенности узбекской, таджикской и бухарско–еврейской музыки. Когда он приехал в Америку, я пришел к нему с предложением записать все это на диски и переложить на ноты. Он так и поступил. Сам Эзро говорит, что унаследовал хорошую природную музыкальную память от своей мамы, которая запомнила все мелодии от отца.

И еще здесь Давид Давы дов, сын Якова Давыдова, племянника знаменитого Ота Джалола Насырова »Чала«. В Узбекистане всегда говорили, что Ота Джалол — узбек. На самом деле он был евреем, принявшим мусульманство.Чала - это значит »ни то, ни се«. Еврей, принявший мусульманство, был одним, и другим- Но не мешает напомнить, что то было очень непростое время в Бухаре: людей буквально насильно заставляли принимать ислам.

 Считалось, например, что если человек хочет служить у эмира бухарского, или продвигаться вверх по лестнице служебной карьеры, он должен быть мусульманином. Потом примерно то же произошло при коммунизме, когда все стали коммунистами- И в том, и в ином случае требовали отказаться от иудейских ценностей.

А вот племянник его - правоверный еврей Давид Давыдов — один из самых виртуозных музыкантов в нашей общине, он помнит много интересных историй, свяазнных с музыкантами Старой Бухары.

И, конечно, Тамара Катаева, дочь актеров Самаркандского еврейского театра Фриды Муллокандовой и Пинхаса Кураева, которая просто звезда, она очень любима, она синкретическая актриса, настоящая созанда женщина, которая поет песни, слагает и читает стихи, и может провести традиционный обряд.Это такое потрясающее искусство! Вы видели эти прекрасные костюмы, кайрох - это у нее нечто вроде кастаньет, дойру, тарелочки.

Как не показать людям все это многообразие традиционной культуры нашего народа!

Сегодня бухарские евреи Америки — 60 тысяч человек — живут в основном в НьюЙорке: в Квинсе и Бруклине, большая община обосновалась в Фениксе (штат Аризона), поменьше в Сиэтле, Сан–Диего, Лос–Анджелесе, Денвере (Колорадо), Кливленде (Огайо), Атланте (Джорджиа) в канадском Торонто. Культурная жизнь бухарских евреев Америки сосредоточена в Квинсе, потому что здесь они живут все вместе - здесь множество бухарскоеврейских ресторанов, бухарско–еврейских школ, четыре театральные труппы, бухарско–еврейские ансамбли, радио, телевидение, газета »The Bukharian Times«, журналы »Дружба«, »Надежда«, »Бет Гавриэль«, »Женский мир«.

»God Bless America!« — честно говорю.То, чего мы здесь достигли, — я не знаю, где бы мы смогли еще этого достичь- Возможно, в Израиле. Но успехи наши зависят не только от нас. Америка — это вообще такая страна — очень свободная: плати налоги и делай что хочешь, пой что хочешь... И мы поем и делаем очень много интересных вещей.

* * *

Необходимо отметить, что выступление ансамбля »Хай Нозанин« состоялось благодаря финансовой поддержке »Дома на Шелкового пути« — так называется основанный профессором Земцовским и его женой профессором Алмой Кунанбаевой культурный и образовательный центр в Беркли, в задачу которого входит изучение культур на всем протяжении исторического Шелкового пути — от Италии до Китая. Вот как отзывается о бухарскоеврейской музыкальной традиции сам профессор Изалий Иосифович Земцов ский, историк, музыковед, фольклорист и композитор, проработавший 35 лет в Российском институте истории искусств в Ленинграде:

Профессор Изалий Земцовский

— Должен заметить, что сегодняшний концерт - это чистое золото. То, что все это живо, сам феномен бухарских евреев... Я пошутил, что они прибыли сюда как будто из вавилонского плена, который был сразу после разрушения первого храма - то был VI век до нашей эры...

 Феномен выживания бухарских евреев совершенно уникален. Более двух тысяч лет они были отсечены от всех еврейских общин мира, они не общались с другими евреями, они общались с местным населением. И постепенно стали профессионалами в нескольких областях. Во–первых, в краске и текстиле. Это было уникальное, строго хранившееся в секрете искусство: один грамм крашеного текстиля стоил 20 граммов чистого золота.Красный, голубой цвет. Ну, голубой - это специфический цвет бухарских евреев, то, чем они занимались в Средней Азии: они знали секреты красок и передавали их из поколения в поколения своим детям.

Второе направление - они были сапожниками. Третье - они были мастерами по изготовлению инструментов. Вы посмотрите: все инструменты, которые были на сцене, музыканты сделали сами.Причем, такой тонкости, такой проработанности и профессионализма, что уму непостижимо, какие это инструменты таких нигде больше нельзя купить. Это самое настоящее чудо!

Четвертое - они были проводниками караванов вдоль Великого Шелкового пути, знали множество языков (как норма - пяти, шесть, семь языков) и- необычайно доверяли друг другу. Все знали, что они надежные проводники и никогда не подведут. И пятое, последнее: они были замечательными профессиональными певцами и музыкантами. Профессио нальными - это значит, что они получали за это деньги. Не только потому, что это был высочайший уровень искусства.Многие из них служили у эмира Бухары, а он брал к себе во двор только самых талантливых музыкантов. Один из них, Леви Бабаханов (Левича), собственно, и считается основоположником бухарской музыки. А за каждым из них стоит целая генеалогия выдающихся музыкантов, они все наследники больших семейных традиций.

У бухарских евреев есть пять основных музыкальных жанров, в которых они прославились. Первый - это музыка религиозная, обрядовая, то, что как раз и исполнялось сегодня. Обрезание, бар– и батмицва, свадьба, — все это не обходится без музыки. Второе - это »Шашмаком«.Это великое искусство, которое наиболее разумные и трезвые ученые считают созданием трех народов - таджикского, узбекского и бухарско–еврейского.

Макомы - это большие вокальноинструментальные сюиты на стихи классических поэтов, которые включают в себя и пение, и речитатив и инструментальную музыку и так далее. Это симфония Средней Азии. Затем третий жанр - женское искусство Бухары, славяшееся веками. Это созанда. И девяносто процентов не меньше! - созанда, составляли бухарские еврейки.

Созанда буквально означает »певица«. Тамара Катаева сегодня выступала одна, но более принято выступать целой группой созанда (во множественном числе - созандари). Эти созандари исполняют песни и танцы, их приглашают на свадьбы, и на прочие развлечения. В отличие от мусульманок, которым это не положено по шариату, еврейкам все это было можно.

Кстати, при советской власти маком был, практически, запрещен, потому что считался феодальным искусством, восхваляющим старую - до возникновения Советского Союза - жизнь, а это нехорошо. И если евреям петь макомы не воспрещалось, то только потому, что это не их искусство. А раз так - пусть поют, что угодно! Благодаря этому, когда замечательный ученый академик Раджабов решил собрать многотомное собрание узбекских макомов, оказалось, что главными их исполнителями являются бухарские евреи. Среди них были мастера, которых вы уже не застали потрясающие старики, которые пели такие ауджи- Аудж, который поднимается до такой кульминации, апогея пения - то, что сегодня немножко показал Эзро. Но это должно идти минут сорок — одна вещь. Представляете, когда мелодия доходит до самого верха? Все в экстазе, женщины срывают с себя украшения и кидают их певцу — после концерта артисты уходят с мешком ювелирных украшений, им суют деньги. Я застал это время и могу заверить, что этот артистический опыт нельзя вообще ни с чем сравнить. Это полная фантастика, это высочайшее профессиональное искусство...

И последнее, они музыканты с головы до ног. Знаете, был замечательный семейный обычай: когда ребенок утром спит - ну как его в пять утра будить? - подходит отец и поет. Поет специальную мелодию бужения ребенка, молитву. Представляете? То есть, весь быт от »а« до "я" был пропитан песней. П возьмите субботу? В этот день ничего нельзя делать — только петь и молиться!

Совсем немного осталось евреев в Средней Азии. В основном в Самарканде, Ташкенте и Бухаре. Большинство уехало в Израиль. Как минимум 50000 поселились в Нью–Йорке - самая большая в Америке община расположилась в Квинсе, создав своеобразную махаллю: занимая целые улицы и кварталы, школы, открывая синагоги и кладбища. И когда вы слышите с детства родную музыку, на мгновение вообще не понимаете где вы — в Америке или в Бухаре?

Впрочем, и та, и другая давно полюбились бухарским евреям.

 
Благородная миссия:

Почти все мы покинули места нашего прежнего проживания с болью в сердце, ибо каждый из нас оставил там могилы отцов и матерей, братьев и сестер.Наш народ на протяжении всей своей...

Celebration of success. Leadership awards of 2009:

On June 24, 2009, The Jewish Child Care Association, aka JCCA and Association of Bukharian Jewish Youth of the USA “Achdut Unity,” hosted a formal dinner award ceremony...

Встреча поколений:

Интересное, удивительное событие произошло 17 июня 2009 года в НьюЙорке. Во всяком случае, для наших авлодов: Некталовых, Исхакбаевых, Хаимовых, Галибовых, Фузайловых...

...

© 2009 BukharianJewishCongress.org